Что же такое дeмпинг в вендинговом бизнесе и как с этим работать?
Демпинг (с английского dumping — cброс) — продажа своеобразных услуг или каких-либо товаров по искусственно заниженным ценам, частое явление в вeндинге, применяется в тех случаях, когда на арендной точке, где уже ранее стоял подобный торговый автомат, появляется новый владелец и новая кампания.
Демпинг в каждом своем варианте — это значительная потеря дохода. Поэтому прибегают к такому способу только в тех случаях, когда рабочее оборудование обеих конкурентов очень похоже по основным параметрам, качеству или свойствам напитков, а также по функциональности или новизне аппаратов.
Если же у кого-то достаточно старый и безусловно ограниченный в основном ассортименте автомат, то для второго оператора, смысла в начале демпинга нет. Со временем клиентура перейдет к более инновационному (или более красивому) снековому или кофейному автомату, который точно и сразу выдает сдачу, возможно даже принимает безналичные оплаты или и вовсе — готовит безусловно вкусные и достаточно разнообразные напитки — тут вопрос остается лишь во времени.
А вот если такие автоматы практически одинаковы или похожи, то в мощную борьбу конкурентов сразу вступает вышеописанный демпинг, в целях как можно быстрее вытеснить такого бизнесмена с арендной площадки или вовсе с рынка автоматного бизнеса. Демпинг ныне существует под видом нескольких вариантов:
-
- Заниженная ценовая политика в торговом автомате.
Еда и напитки в таком кофейном или снековом автомате конкурента, продаётся по существенно заниженной цене, стоят такие продукты зачастую даже ниже себестоимости.
В итоге, один из таких автоматов больше не приносит доход своему бизнесмену, и он будет вынужден покинуть торговую точку. Вот так дeмпинговать могут крупные бизнесмены по отношению к более мелкому. Вендинг это одно из ответвлений, похожих на сетевой бизнес, ведь он также имеет немного большее кол-во снековых автоматов чем у похожего конкурента, ему можно и нужно поддерживать достаточно низкие цены, и временно «выезжать» за счет остальных своих кофейных автоматов.
Владелец с минимальным количеством аппаратов, заведомо неоспоримо проигрывает владельцу-вeндору с сетью более 10 автоматов, ведь второй может позволить себе какое-то время продавать снеки или кофе по более низкой цене.
Можно конечно же вслед за таким конкурентом постоянно опускать цены и на свое кофе в аппарате. Но постоянно такая история не сможет продолжаться, ибо демпинг — это прямой и верный путь к дальнейшему банкротству, вопрос остается только в том факте, кто и как долго сможет это выдержать.
-
- Оптовый демпинг.
Конкурент имеет возможность удерживать постоянно достаточно низкие цены. Его низкие цены будут поддерживаться за счет дешёвой оптовой закупки ингредиентов, или даже за счет менее дорогих.
-
- Чиптpип дeмпинг.
Так же относится к виду постоянного демпинга. Чиптpип — это мощное и постоянное понижение растрат на транспорт и существенное снижение за счёт таких условий самой цены кофе или снеков. Также такой бизнесмен может безусловно снизить стоимость из-за удаления каких-либо иных условий, например, ему не нужно будет оплачивать плату своему оператору (ведь он аппарат обслуживает сам), или он не имеет офиса или вовсе не имеет официального склада.
-
- Работа «в чёрную».
Если говорить простым языком - это незаконная подпольная торговля. Такой человек работает либо без открытия ЧП, либо не ставит свои автоматы на налоговый учет. То есть конкурент вовсе не платит никакие налоги. Именно за счет таких привилегий хозяин имеет возможность себе существенно уменьшить цены в кофейном аппарате.
-
- Низкая ценовая политика и максимально высокая арендная плата.
Строго говоря, к непосредственно дeмпингу этот вид конкуренции отнести нельзя. Ведь хозяин-конкурент минимально опускает стоимость в своем снек-автомате и предлагает своему арендодателю прилично высокую аренду за указанную точку. В итоге второму владельцу, либо тоже поднимают аренду до определенных цифр, либо «попросят» уйти с арендной точки.
Поддерживать минимальную цену в своем кофе-автомате и, соответственно, платить такую достаточно высокую плату за место или аренду хозяин может только лишь за счет всех положительных способов, которые были указаны выше.
Что делать, если Ваш главный конкурент склоняется к дeмпингу?
Опытные и квалифицированные вендоры говорят о том, что вступать в такую войну с мощными конкурентами не целесообразно. Ведь даже если Вам удастся уменьшить стоимость в автомате Вы можете не заметить ожидаемого ажиотажа, ведь мощный российский менталитет таков, что люди достаточно неоднозначно относятся к предлагаемым товарам, стоящим копейки.
Поэтому возможным является выбор попробовать здраво конкурировать за счет любых уникальных свойств и качеств товара, либо при помощи удобного сервиса. Советуют попробовать отыскать слабое место у похожего товара Вашего конкурента, тогда возможно продавать свой кофе или снеки дороже.
Бесспорно, никто не говорит о том, что мощно снижать цену очень плохо, как ни крути, если с Вашим аппаратом рядом поставили иной похожий торговый автомат, Ваши доходы упадут. Поэтому не надо сразу паниковать, и даже если вы все-таки решите снизить свою цену, то сразу вслед за таким снижением цены необходимо искать возможности скорого уменьшения товарной себестоимости и уменьшения условий продажи. Это все нужно для того, чтоб Ваша доходность стабильно сохранилась на исходном уровне или даже преумножилась.
Вместо того чтобы нервничать и истерить по поводу неудачных конкурентов, необходимо спокойно и точно проанализировать, за счет какого из вышеперечисленных факторов Вашему конкуренту удалось так уменьшить цену. Возможно, это произошло вовсе не от того, что у такого товароведа огромная сеть автоматов. Вполне может быть, что он однозначно на чем-то крупно сэкономил, и, исследовав это, Вы поймете, на чем можно далее сэкономить в дальнейшем. Ведь возможно и Вы сможете уменьшить себестоимость, как и конкурент.
И последнее, и самое важное — если конкурент сильно занизил цену на кофе или снеки в ущерб самому себе, то это точно означает то, что он настроен сурово и собирается во что бы то ни стало бороться с мощными конкурентами — то есть с Вами. В таком случае Вам точно стоит понаблюдать, насколько же хватит бюджета у Вашего конкурента.
Конкуренты у всех будут всегда, и постоянно бояться их временных действий вовсе не стоит. Надо всегда уметь вовремя исправлять возникшую ситуацию.